132

"Откаты" цвета хаки

12.08.2012

Каждое пятое преступление в войсках имеет коррупционную составляющую.

Последние коррупционные разоблачения в армии, ОПК, связанные с прежним министром обороны, а также в других государственных структурах, одна из главных тем средств массовой информации. В финансовых преступлениях поражают даже не размеры похищенных сумм, а тот цинизм и безнаказанность, с которыми совершались махинации. Какие же меры могут избавить государство от подобного рода позорных явлений? На этот и другие вопросы в интервью газете Военно-промышленный курьер отвечает начальник отдела надзора (за исполнением законодательства о противодействии коррупции) Главной военной прокуратуры полковник юстиции Константин Беляев.

ВПК: Константин Александрович, в последнее время все чаще стали говорить об армии в связи с коррупционными делами в Оборонсервисе.

А как в целом сегодня обстоит ситуация с правонарушениями в этой области в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах?

К сожалению, каждое пятое преступление в войсках имеет коррупционную составляющую. Среди уличенных в коррупции не снижается доля старших и высших офицеров, начальников всех уровней, руководителей предприятий и организаций. К примеру, за последние два года по обвинению в совершении коррупционных криминальных деяний осуждены свыше 1100 должностных лиц.

Уже в этом году выявлено более полутора тысяч преступлений коррупционной направленности, в том числе свыше 180 случаев взяточничества. Только военными прокурорами за девять месяцев 2012 года возмещен материальный ущерб государству на сумму свыше 440 миллионов.

ВПК: Государство выделяет все больше средств на перевооружение. Но порой деньги не доходят до воинских частей, не воплощаются в новые виды ВВТ. Периодически всплывают факты коррупции при их, что называется, освоении. В чем главные причины такого позорного для армии и ОПК явления?

Главные беды это хищения и нецелевое расходование бюджетных средств, нарушения аукционных и конкурсных процедур, оплата невыполненных работ, завышение цен на продукцию военного назначения.

При этом мошенники порой разрабатывают хитроумные схемы незаконного изъятия денег у государства. В ходе реализации госконтрактов требуют откаты должностным лицам. Похищенные деньги отмываются через фирмы-однодневки, подчас созданные самими должностными лицами либо их родственниками. В результате расхищаются значительные суммы, а в войска поступают некачественные техника и вооружение.

К примеру, в Ростовской области руководство одного оборонного предприятия совместно с директором коммерческой организации организовало хищение бюджетных средств на сумму свыше 129 миллионов рублей, выделенных на ремонт военной техники. С этой целью были созданы фирмы-однодневки, которые использовались как поставщики контрафактной продукции. Впоследствии изделия восстанавливались за счет государственных средств, а контрафактные запчасти под видом новых использовались для ремонта бронетехники. Я думаю, всем понятно, какого качества техника поступала в войска после такого ремонта. По данным фактам возбуждено и расследуется уголовное дело.

Нередко реализация таких преступных схем сопровождается взяточничеством чиновников в погонах.

В сентябре к лишению свободы осужден начальник одного из военных представительств Минобороны России Азаров, осуществлявший контроль надлежащего исполнения госконтрактов. За взятку в размере 200 тысяч рублей он оформил документы, подтверждающие приемку фактически невыполненных работ по ремонту вооружения.

ВПК: Что, по вашему мнению, позволит ограничить такое воровство?

Прежде всего следует усовершенствовать законодательство о гособоронзаказе.

Государственной думой в первом чтении принят новый федеральный закон О государственном оборонном заказе, в его доработке активное участие принимала и Главная военная прокуратура.

В новом законе детально прописаны обязанности государственного заказчика, головного исполнителя и исполнителя государственного оборонного заказа. Целая глава посвящена госрегулированию цен на продукцию военного назначения.

Кроме совершенствования законов в работе по контролю за расходованием финансовых средств, думается, крайне важно усилить роль ведомственных контрольных и ревизионных органов.

ВПК: Исходя из вашего опыта какие еще сферы подвержены коррупции?

В последнее время мы отмечаем, что на командиров воинских частей по-прежнему возложена обязанность принимать оказываемые аутсорсинговыми организациями услуги, в отдельных случаях наблюдается криминальное сращивание отдельных командиров с руководителями коммерческих организаций.

Например, начальник штаба и начальник продовольственной и вещевой службы учебного центра Восточного военного округа при подписании коммерсантам актов приемки работ по организации питания военнослужащих завышали объем суточных дач, в результате чего коммерческой организации необоснованно выплачено бюджетных средств в размере свыше 20 миллионов рублей. По материалам прокурорской проверки уже возбуждены два уголовных дела. И это только небольшая часть их преступной деятельности. Проверка продолжается. Очевидно, что сумма причиненного ущерба значительно возрастет.

Подчас неправомерные действия должностных лиц причиняют ущерб не только государственному бюджету, но и окружающей среде.

Должностными лицами Минобороны в 2011 году к работам по очистке нефтезагрязненного грунта на территории одной из войсковых частей в Кировской области неправомерно привлечена коммерческая организация, не имеющая лицензии и разрешений на их проведение, необходимой техники и трудовых ресурсов. Представьте: вместо выполнения указанных работ коммерсанты организовали частичный вывоз нефтезагрязненного грунта за пределы войсковой части и его складирование на землях сельскохозяйственного назначения Кировской области, создав новый очаг загрязнения.

При этом, действуя в интересах этой коммерческой организации, воинские должностные лица организовали приемку и оплату фактически невыполненных работ, причинив государству ущерб в размере 57,2 миллиона рублей. Расследуется уголовное дело.

ВПК: Коррупция не абстрактное воровство или простые злоупотребления. Это в том числе заграничные банковские счета, незаконно нажитое имущество, которое зачастую сразу и не обнаружишь. Удается ли уличать чиновников в недостоверности сведений, представленных в ежегодных декларациях?

Нормы, установленные законами О противодействии коррупции и О государственной гражданской службе, действуют в отношении военнослужащих и госслужащих уже не первый год. И практика показывает, что контроль за доходами является весьма действенным средством предупреждения злоупотреблений чиновников в погонах.

Прокурорскими проверками чаще всего вскрываются факты незаконного предпринимательства и коммерческой деятельности. Практически во всех ведомствах выявлены случаи участия военнослужащих и гражданских служащих в учреждении и управлении коммерческими структурами, представления ими неполных и недостоверных сведений о доходах.

Вот лишь несколько примеров.

Один из заместителей командующего войсками Центрального военного округа при представлении справки о доходах скрыл сведения о наличии у него в собственности земельного участка и жилого дома в Ульяновской области.

Несколько офицеров Военной академии Генерального штаба учредили четыре коммерческие организации и в качестве их штатных сотрудников организовали оказание платных услуг связи. По требованию военной прокуратуры все указанные офицеры сняты со своих должностей и уволены.

Порой военные чиновники активно участвуют и в коммерческой деятельности своих родственников. Так, бывший заместитель начальника управления Департамента ресурсного обеспечения Минобороны России организовал размещение заказа на поставку продовольствия по завышенным ценам в коммерческих организациях, подконтрольных ему и его матери. Причиненный государству ущерб превысил 26 миллионов рублей. По данному факту расследуется уголовное дело.

Начальник научно-технического управления МЧС России более пяти лет, используя служебное положение, оказывал содействие в осуществлении деятельности коммерческой организации, учрежденной и возглавляемой его сыновьями. По результатам прокурорского реагирования он освобожден от занимаемой должности.

Задача военных прокуроров не только выявлять подобные противоправные действия, но и добиваться от командования принятия жестких кадровых решений, пресекающих любую возможность чиновников в погонах куражиться над законом.

Константин Беляев, Олег Фаличев
Яндекс.Метрика