132

Почему наша армия не может нормально перевооружиться

22.06.2012

Государство выделило аж 20 трлн. рублей на перевооружение армии. Но дело идет через пень-колоду. Почему?

ВОРЧАНЬЕ ГЕНЕРАЛОВ

Вот уже второй год в России то вспыхивают, то затухают свары между Минобороны (МО) и военной промышленностью. И у каждой стороны - свои претензии. Военные чаще всего попрекают оборонщиков вот чем: вы не соблюдаете сроков выполнения контрактов, качество вашей продукции никчемное, а цены на нее сильно завышены. Да и к тому же некоторые конструкторские бюро и компании не способны разработать современные боевые системы, которые могли бы утереть нос аналогичным образцам вероятного противника.

Министр обороны публично стал похваливать итальянские броневики фирмы "Ивеко", начальник Генштаба - израильские беспилотные летательные аппараты (БПЛА), замминистра обороны не стеснялся принародно обзывать российские бронемашины "железными гробами", бывший главком Сухопутных войск унизительно отозвался об отечественных танках, а бывший главком ВМФ отвесил щедрый комплимент большим десантным французским кораблям.

Если бы так же "непатриотично" повели себя американские или немецкие военачальники, они в тот же день превратились бы в пенсионеров. Но нашим все сошло с рук. Правда, курирующий в правительстве оборонку вице-премьер Дмитрий Рогозин пристыдил генералов и призвал их все военно-технические вопросы обсуждать в закрытом профессиональном кругу.

А чтобы взбодрить военную промышленность и показать ей, что она уже больше не будет диктовать армии свои условия (берите что дают и платите сколько требуют), Минобороны пошло даже на "точечные" закупки вооружений за рубежом: мы купили небольшие партии австрийских снайперских винтовок, израильских БПЛА, итальянских броневиков фирмы "Ивеко", четыре французских вертолетоносца типа "Мистраль". И уже начали бросать покупательские взоры на изральские танки "Меркава". Что вызвало шквал обвинений в "предательстве интересов отечественного производителя". А когда "товар" уже был приобретен, стало выясняться, что хваленые австрийские винтовки заклинивает на лютых русских морозах, израильские БПЛА по той же причине "летят не туда", итальянские броневики по некоторым ключевым параметрам уступают отечественным, а французские "Мистрали" придется перепроектировать, потому что в них "не влезают" российские корабельные вертолеты. Более того! Адмиралы до сих пор не дали флоту внятных объяснений, для каких именно целей куплены эти корабли "колониального типа"? Да и почему так получилось, что французы сначала обещали нам продать их по 450 млн. евро за штуку, а в итоге потребовали в полтора раза больше? Не пахнет ли здесь откатами? На эти вопросы еще предстоит получить ответы Счетной палате и Военной прокуратуре...

КОЗЫРИ В ОРУЖЕЙНОЙ СМАЗКЕ

А что же наши промышленники? В ответ на упреки МО они заявляют, что генералы разучились грамотно формулировать тактико-технические задания (ТТЗ) на разработку вооружений и слабо соображают в ценообразовании военной техники. И в этих контрупреках есть немало резона. Покупатель-заказчик (МО) зачастую не может внятно объяснить изготовителю-продавцу (ВПК), какой товар и с какими боевыми качествами он в итоге хочет получить. А кто же может "внятно объяснить", если в ходе реформы заказывающие управления и отделы были почти полностью разогнаны, а в новых структурах зачастую работают не матерые военспецы, а тетки или юноши из бывших налоговиков? Если они не имеют представления о требованиях к оружию нынешних и перспективных поколений. Если с великим трудом добытая за рубежом сотрудниками Главного разведуправления ГШ военно-техническая информация о новейших военных разработках зачастую пылится в сейфах заказчиков из нашего МО, не попадает нашим ученым и конструкторам и не отражается в ТТЗ? В такой ситуации оборонщики вынуждены зачастую изобретать велосипед и ломиться в открытую дверь.

И чтобы выжить, по собственной инициативе браться за новые разработки и предлагать их армии (и залезать в кредитные банковские долги на кабальных условиях). Таким макаром пришлось действовать и "Уралвагонзаводу", разрабатывающему новый танк, и "Ижмашу", создающему новый автомат АК-12.

Кто-то скажет: а что вы хотите, при капитализме по-другому нельзя, хочешь жить - умей вертеться. Это в глухие советские времена армия вынуждена была брать у своей оборонки тот товар, который ей предлагали.

Верно. Но лишь отчасти. Ибо оружие для армии - это вам не покупка картошки: не нравится воронежская, можно купить израильскую. А чрезмерное увлечение оружейным импортом может привести к потере военно-технического суверенитета России, к утрате уникальных инженерно-конструкторских школ, производств и кадров. И даже к политической зависимости от "продавца". Что абсолютно недопустимо. Ибо наша армия должна опираться прежде всего на свой, отечественный ВПК. Тем более что не все так плохо - многие его цеха по-прежнему делают лучшее в мире оружие (не случайно же Россия занимает второе-третье место в мире по экспорту вооружений - $9 - 10 млрд. в год).

И все же "капризные" генералы правы, когда отказываются покупать боевую технику вчерашнего дня. Но и принцип "дайте нам то, сами не знаем что" - тоже не выход из положения. А он только один: Минобороны и оборонка из противников должны стать партнерами. Одна сторона должна ясно знать, чего хочет, а вторая - дать то, что у нее заказывают.

А ведь, казалось бы, после того как правительство выделило на закупки вооружений астрономическую сумму - 22 трлн. рублей, между военным ведомством и оборонной индустрией должно было наладиться взаимовыгодное сотрудничество: мы вам - деньги, вы нам - "железо". Но такого сотрудничества по целому ряду проектов до сих пор нет.

Между военными и промышленниками началась свирепая "война слов". Переговоры о заключении контрактов проходят со скандалами, сроки оформления гособоронзаказа то и дело срываются. Дошло до того, что и президент, и премьер правительства вынуждены были вмешаться и "в директивном порядке" потребовать от конфликтующих сторон найти компромисс.

ПАРАДОКС: И БЕЗ ДЕНЕГ ПЛОХО, И С ДЕНЬГАМИ НЕ ЛУЧШЕ!

И пока в военном ведомстве маракуют, как лучше распорядиться горой денег на перевооружение, не находят общего языка с промышленниками и тянут резину с рядом крупных гособоронзаказов, в кабинетах Минфина уже поговаривают: раз так, то можно процентов на 15 подрезать эту программу...

Конечно, генералам легко вертеть носом и попрекать "провалившиеся" секторы оборонки за неконкурентную продукцию. Это всегда выигрышная позиция. Но разве не факт, что полтора десятка лет государство почти ничего не инвестировало в оборонку. И как следствие: ее мощности сильно устарели, лучшие кадры или сбежали в более динамичные сектора (читай - где больше платят), или состарились и вышли на пенсию. Чтобы выправить такое положение, правительство отвалило аж 3 трлн. рублей на модернизацию ВПК.

НО КТО ЖЕ ПРАВ?


Истина, как всегда, где-то посередине. Промышленность во многом права и в своих оправданиях, и в своих претензиях к военным. Как можно ритмично работать оборонщикам, если гособоронзаказ на очередной год поступает им лишь в середине года, когда он должен быть уже наполовину выполненным? Как можно работать, если заказ поступил, а деньги на его выполнение не перечислены? Как можно работать, если военные, заказывая танк, самолет или подлодку, не хотят считаться с инфляцией и с тем, что материалы, электричество, тепло в ходе выполнения заказа имеют свойство дорожать, а вместе с ними подскакивает и финальная цена "товара"? Похоже, что генералам и адмиралам, уличающим оборонщиков в грабительских ценах, надо бы пройти курсы экономического ликбеза и разобраться в элементарных вопросах ценообразования.

И все же некоторые свои претензии к ВПК Минобороны не высасывает из пальца, а обвинения - не берет с потолка. За многие годы былого безденежья сложилась порочная система, при которой военное ведомство, не имея возможности полностью оплатить, скажем, новую разработку, тем не менее выделяло на нее некоторые средства. А конструкторское бюро, получив эти недостаточные ресурсы, успешно "осваивало" их без выхода на конкретный результат.

Конечно, эта система заразила далеко не всю промышленность, ведь иначе мы не имели бы сегодня ни прототипа истребителя пятого поколения Т-50, ни новых боевых вертолетов Ка-52 и Ми-28, ни оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер", ни учебно-тренировочного самолета Як-130.

ДОРОГОСТОЯЩИЕ ПРИЗРАКИ


Но есть и иного рода примеры, которые если не оправдывают, то уж точно объясняют жесткую, почти репрессивную позицию Минобороны в отношении промышленности. Обратим взоры на военно-транспортную авиацию. После того как замечательное антоновское КБ осталось на незалежной Украине, эту тематику в России монополизировали ильюшинцы. В последние годы, когда военные начали серьезно финансировать новые разработки, КБ в основном вело работы по трем проектам. Это легкий военно-транспортный самолет

Ил-112В, глубокая модернизация старого доброго труженика Ил-76 и участие в проекте многоцелевого российско-индийского военно-транспортного самолета MTA. Кроме того, в зону ответственности ильюшинцев входит поставка двух новейших военно-транспортных самолетов Ил-76МФ в Иорданию. Все эти проекты были провалены по срокам или вышли за всякие разумные пределы финансирования. Или вовсе были прекращены. Последнее случилось с легким военно-транспортным самолетом Ил-112В. После десяти лет неспешных работ было начато (но так и не закончено!) строительство первого прототипа. При этом уже на данном этапе стало ясно, что машина получается "перетяжеленной" и не отвечает требованиям военных. Сколько при этом было "освоено" средств - большой секрет. Но речь наверняка идет о 3 - 5 млрд. рублей как минимум. Возмущенное Минобороны отказалось и дальше выбрасывать деньги на ветер и прекратило финансирование программы. Проект сейчас остановлен, ибо собственные деньги, например, полученные от аренды сдаваемых площадей, ильюшинцы инвестировать, конечно, не собираются... У меня есть сильное подозрение, что ОАО им. Ильюшина вообще утратило способность разрабатывать новые военно-транспортные самолеты.

ПОПУТАЛ БЕС ПИЛОТНИКОВ

Другая провалившаяся область оборонки - разработка и производство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). О кризисе в этом секторе известно давно. Наверное, не только я испытывал унижение "национальной гордости великоросса", когда МО и Генштаб приняли решение закупить партию БПЛА у израильтян (так и хотелось вскрикнуть: "А что, в России уже золотые конструкторские головы перевелись?").

С подачи Минобороны и Минпромторга концерн "Вега" был назначен монополистом по тематике БПЛА. Хотя и зеленому инженеру-конструктору понятно, что в этой инновационной области требуется сочетание определенного опыта, новых прорывных решений и нестандартного мышления. Специалисты говорят, что ничего (или почти ничего) этого у искусственно созданного концерна "Вега" не было. А, став монополистом, не чуя дыхания конкурентов в затылок, концерн и вовсе утратил всякие стимулы к инновациям и модернизации. Итог закономерен: концерн сорвал разработку всех порученных ему беспилотных проектов. Не устроил военных БПЛА "Типчак", не удалась модернизация еще советского комплекса "Строй-П", провалена тема тактического БПЛА "Проходчик" и "Наводчик-1". Первый же полет

БПЛА "Аист", еще одного шедевра "Веги", закончился унизительным фиаско - не продержавшись в воздухе и десяти секунд, аппарат рухнул на землю и сгорел. Всего бракоделы из "Веги" истребили пять миллиардов государственных рублей, не выдав на-гора НИ ОДНОГО изделия, которое не то что было бы готово к поставкам в войска, но даже было перспективно для дальнейшей доработки. Уже на уровне прототипов военные отказываются от услуг "Веги". При этом концерн отказывается даже выплачивать требуемые военными штрафы за проваленные работы. И если в области военно-транспортной авиации покупка иностранной техники - неясная перспектива и смутная угроза, то в области БПЛА импорт - это уже состоявшийся факт. Из-за технической импотенции гениев "Веги" страна уже вынуждена тратить даже не десятки, а сотни миллионов долларов на закупки устаревших израильских беспилотников, которые на два поколения отстают от современных стандартов. Да и к тому же, как я уже говорил, не выдерживают наших суровых морозов.

БРОНЯ ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ

Явно проваливается наша оборонка и на другом участке - в создании современной легкой бронетехники. Российские предприятия и здесь пока не могут предложить ничего серийного, за исключением разве что боевой машины пехоты БМП-3 и бронетранспортера БТР-80. А они ведь созданы еще лет 30 лет назад. И уже не отвечают современным требованиям. Это броня вчерашнего дня.

С 1980-х годов в КБ ГАЗ пытались создать бронетранспортер нового поколения БТР-90. Но после более чем 20 лет работ машина так и осталась в опытных экземплярах и не была принята к серийному производству. Ибо Минобороны не захотело ее покупать. Причина? Явно устаревшая заднемоторная компоновка с выходом десантников по бортам (вместо общепринятой в мире компоновки с выходом сзади). Были и другие недоработки. Специальное конструкторское бюро машиностроения в Кургане также 20 лет концентрировалось в основном на постоянных доработках конструкции БМП-3, объявив ее непревзойденным образцом. Создателей, похоже, заворожила успешная продажа большой партии этих машин в Объединенные Арабские Эмираты в начале 1990-х годов.

Сами разработчики обычно здесь кивают на Минобороны - мол, что военные требовали, то мы и делали. Однако непонятно, что мешало проявить гибкость, представив свои образцы, в том числе и предназначенные для внешнего рынка.

Наши же КБ после падения Союза предпочитали по старинке смотреть в рот государству, ожидая от него и заказов, и денег, и тактико-технических заданий. Вот эта советская психология в условиях рынка и привела к печальным результатам.

А тем временем российских создателей бронетехники начинают все чаще обходить активные украинские разработчики. Они за последние 10 лет "накреативили" огромный выводок образцов бронированных машин - как для новой постройки, так и для модернизации стареющего парка. И вот вам итог: Украина раз за разом "утирает нос" России на мировом рынке легкой бронетехники. А за ней следом уже рвется Китай.

Ну а у нас снова все откладывается до отработки новых проектов к 2015 году. Через три года проснемся, а мы уже в обозе...

ВОПРОС ДНЯ

Сегодня в России - День памяти и скорби, 71 год назад началась Великая Отечественная война...

Если завтра - война, отобьемся?

Станислав ГОВОРУХИН, режиссер:

- Боюсь, не отобьемся. А кто будет воевать-то? Болотная площадь? Да они первые сдадутся. Нас защищать, может, пойдут те, кого мы сегодня презираем, - какие-нибудь скинхеды, например, националисты. Да я, может, еще пойду воевать...

Захар ПРИЛЕПИН, писатель, участник боевых действий в Чечне:

- Люди могут бросаться под танки, если они живут сверхидеей. Сейчас этого нет. С идеями "я никому ничего не должен" и "пора валить" страна имеет куда меньше шансов, чем в 41-м...

Николай АНТОШКИН, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, бывший командующий фронтовой авиацией ВВС России:

- Это надо спрашивать у тех, кто сейчас на службе находится, мы-то всегда готовы!.. Раньше у нас была идеология, сегодня же общество разношерстное. Хотя в последнее время наши руководители начинают поднимать вопросы патриотического воспитания. Ведь именно патриотизм - консолидирующая сила общества.

Виктор КРАВЧЕНКО, адмирал, с 1996 по 1998 г. - командующий Черноморским флотом РФ:

- Сегодня война маловероятна, учитывая, что Россия обладает ядерным оружием. Больше следует опасаться другого. Сами видите, как начинаются гражданские войны и меняются режимы - не с помощью внешней агрессии: ситуацию раскачивают, используя внутренние элементы, подкармливая их из-за рубежа...

Виктор ЕРОФЕЕВ, писатель:

- Нам не с кем воевать. Поэтому вопрос абстрактный, я надеюсь, что он таким и останется на всю нашу жизнь. Но вообще мне кажется, что мы стали гораздо слабее, чем в 41-м году.

Иван НЕСТЕРОВ, ветеран Великой Отечественной войны, Волгоград:

- Знаете, какой у меня внук? Не пьет, не курит, парашютным спортом занимается. И друзья у него хорошие. На таких ребят Родину оставлять не жалко. Отобьемся!

Владимир, читатель сайта KP.RU:

- Уже сомневаюсь... Выросло целое поколение неучей, которые впитали "исторические сенсации" 90-х, а теперь искренне верят, что "тиран" Сталин противостоял "освободителю" Гитлеру...

Сергей ФЕДОТОВ, слушатель радио "КП":

- А может, просто не надо обострять ситуацию до предела внутри самой России? Тогда и не возникнет такой вопрос...

Яндекс.Метрика