132

Украинская армия – для парадов?

16.08.2012

Украинская армия готовится кпересечению важной отметки своего двадцатилетия. Вряд либудет преувеличением утверждение, что еереальное состояние является рефлексией отечественной политической элиты наважнейший экзистенциальный вызов готовность физически защищать независимое государство Украина. Что построила Украина задва десятилетия самостоятельного развития набазе группировки войск Советской армии, которая насчитывала более 900 тыс. человек? Способны лиВооруженные силы страны адекватно реагировать насовременные угрозы военного характера? Для многих наблюдателей эти вопросы риторические.

Тем неменее попытаемся воссоздать картину оборонного строительства.

Армейский витраж: эмоциональное восприятие

Эмоциональное восприятие может быть ошибочным. Нопорой именно оно, бессознательно фиксирующее наиболее жирные мазки военного строительства, формирует близкое кистине впечатление.

Армия за20лет значительно утратила былой авторитет вобществе иостается непопулярным институтом государства (при том, что среди всех остальных институтов государства армии традиционно доверяют больше). 20лет финансирования поостаточному принципу привели кееочевидной деградации, оттоку профессиональных кадров, неверящих вперспективы развития оборонного сектора, малой привлекательности контрактной службы. Нетолько техническое состояние, ноибоевую выучку, морально-боевой дух вармии эксперты оценивают существенно ниже необходимых для адекватного реагирования насовременные вызовы иугрозы.

ВВСУ сегодня нет ниодного боеспособного батальона, ниодной боеспособной эскадрильи, вармии ныне 22тыс. вакантных должностей, накоторые никто нежелает идти. Офицеров нижнего исреднего звена нехватает. Это заявление было сделано всередине нынешнего года главой комитета Верховной Рады повопросам нацбезопасности иобороны Анатолием Гриценко.

Хаос творится иввопросе профессионализации ВСУ. Тоармию занесколько месяцев обещают сделать полностью контрактной, тоуткнувшаяся втупик контрактизация увязывается споступательным сокращением ирастягивается нанеопределенный период. Если верить последним декларациям, тодоконца 2015 года доля контрактников вВСУ должна составить 80%, амежду тем контрактная служба привлекательна только врегионах сочевидными проблемами трудоустройства молодежи. Лишь единицы рассматривают контракт как путь квоенной карьере, уподавляющего большинства (очем свидетельствует текучесть кадров) это прежде всего способ вырваться избезработицы. Неговоря уже отом, что ряды ВСУ пополняет необразованная, люмпенизированная инездоровая физически часть молодых людей.

Небольше оптимизма иуофицеров. Сегодня командир части вВСУ получает чуть больше кассира всупермаркете. При этом принципы кадровых назначений таковы, что офицеру, заредким исключением, нестоит планировать свою карьеру. Инаэтом фоне руководство военного ведомства посещают шальные мысли тоосокращении, тообувеличении численности ВСУ. Объективности ради следует напомнить, что похожие идеи витали иупредыдущих военных менеджеров. Тут правопреемственность удивительным образом сохранена. Напомним: еще в2002 году ЦИАКР пришел кчетко аргументированному выводу, что разумная идостаточная численность ВСУ сучетом геополитического положения ирегиональных амбиций Украины должна составлять неболее 120 тыс. человек. Нотолько сжесткой оговоркой Вооруженные силы будут параллельно оснащаться современными оборонными системами. Однако перевооружение фактически некоснулось военного ведомства. Анынешнее его руководство воглаве сминистром Михаилом Ежелем вообще шокировало экспертное сообщество намерением засчет ремонта старой военной техники остановить деградацию вармии. Онстал первым вистории Украины военным министром, непопросившим ресурсов назакупку новых вооружений ивоенной техники. Разумеется, утопическая ремонтная иллюзия несработала: ВСУ как государственный институт сдерживания ныне атрофирован.

Вот мнение другого члена того жепрофильного комитета парламента Анатолия Кинаха: Военные задачи, поставленные командованием ВСУ наэтот [2011] год, несоответствуют реальному положению вещей. Воборонном бюджете 2011 года 90 92% средств предназначены для обеспечения текущих потребностей армии илишь 6 8% для ееразвития. Втакой ситуации реализация программы Корвет, разработка ракетного комплекса Сапсан ипрограмма развития самолета Ан-70 приостановлены.

При этом все основные показатели Госпрограммы развития ВСУ на20062011 гг. недостигнуты, выполнено лишь 39% отзапланированных мероприятий. Так считает главный инспектор Минобороны Украины Валерий Фролов.

Начальник Генерального штаба главнокомандующий ВСстраны Григорий Педченко заявляет отом, что вВСУ будет создан новый род войск Силы специальных операций (ССО). Амежду тем документ осоздании ССО подписан еще вконце 2007 года. Выходит, что кнынешнему моменту ССО уже должны были стать боеспособным ядром ВСУ, ночетырех лет Генштабу нехватило даже для уяснения, что объявленная вкачестве нововведения программа уже давно существует.

Вот уже почти два года ВСУ живут вообще без каких-либо ориентиров: неутверждены такие необходимые армии документы, как Стратегия нацбезопасности, новая Военная доктрина, Стратегический оборонный бюллетень, Государственная комплексная программа реформирования иразвития ВСУ, Госпрограмма развития вооружений ивоенной техники. Тоесть военно-политическое руководство страны неимеет стратегического видения, четкого представления отом, как ивкаком направлении развивать ВСУ?! Или, может быть, ситуация еще хуже: сама идея обороноспособности неинтересна ивытеснена другими задачами?

Отчего затуплен меч казацкий? Аргументы ифакты

Говоря обармии, как правило, рассматривают три составляющие морально-боевой дух войска, боевую выучку исостояние вооружений ивоенной техники. ВСУ именно тот случай, когда определяющим можно без колебаний считать третье. Почему? Очень просто: оружие украинской армии это универсальный тест реального отношения кней состороны военно-политического руководства.

Отехнике рассказ начать стоит стого, что уже кначалу нового века большую часть вооружений Украины можно было считать устаревшей. Сегодня жеармия Украины имеет основательно затупленный меч оружие, которое нацелое поколение отстает оттехники развитых армий мира.

Содной стороны, начальник Научного центра Сухопутных войск (СВ) Владимир Грабчак докладывает: в2006 2010 гг. навооружение только СВпоступило более 400 единиц ВВТ. Перечисления номенклатуры впечатляют откомплексного тренажера для экипажа танка Т-64Б доочков ночного видения ОНБ-300 ипожарной автоцистерны АЦ-40. Носколько бымыниперечисляли, ключевая мысль неизменится: нетолько вСВ, нововсю украинскую армию вообще задва последних десятилетия непоступило ниодного образца ВВТ, стратегически влияющего наобороноспособность страны. Может быть, потому вукраинской армии активно закупают лишь то, что могут производить наданный момент: до2015 г. для тех жеСВзапланировано провести закупку более чем 300 ед. имодернизацию более 240 ед. бронетехники. Такие емкие закупки бронетехники вряд лиможно считать нормой при том, что, пооценкам военных специалистов, только пятая часть боевых самолетов ичетвертая часть боевых вертолетов, находящихся навооружении вВСУ, вообще способны подняться ввоздух(!). Аисправных зенитно-ракетных комплексов меньше половины.

Можно ливообще втакой ситуации утверждать, что страна имеет адекватную противовоздушную оборону, способна отразить агрессию, пусть ипотенциальную? Кроме того, специалисты твердят, что к2016 году вВСУ неостанется ниодной возможной для использования авиационной ракеты или ракеты для комплексов ПВО. Вообще ресурс ремонтопригодности и, соответственно, модернизации боевых самолетов, помнению военных специалистов, к2020 году будет исчерпан. Пока Украина принимает навооружение пожарные автоцистерны (неизвестно, какое отношение имеющие кобороноспособности) ишины, другие государства приобретают самолеты, ракеты исовременные комплексы ПВО. Какой ужтут морально-боевой дух, ведь офицеры исолдаты неслепы.

Вот нехитрая статистика современного перевооружения. Белая книга, вышедшая вфеврале 2011 года, констатирует, что запоследние пять лет вВСУ незавершен целый ряд запланированных работ. Вчастности, оптимизация системы управления ВСисоздание Единой автоматизированной системы управления (ЕАСУ). Модернизировано лишь восемь (14,4%) боевых самолетов из55запланированных, невыполнены мероприятия пообновлению 21-го изакупке одного зенитно-ракетного комплекса С-300, двух самолетов Ан-70 и14радиолокационных станций Пеликан. Остается низким уровень исправности большинства самолетов (24%), вертолетов (36%), кораблей исудов обеспечения (7%).

Теперь оремонте. Обискажении начальником Генштаба ВСУ информации омодернизации авиатехники ZN.UA уже упоминало (№40, от4ноября 2011 г.). Укажем лишь, что втекущем году модернизирован один самолет Миг-29, три самолета Су-25 иодин L-39. Модернизация боевых вертолетов пока остается мечтой. Даинигде небыло данных овыделении ресурсов наэти цели. Скажем, соседняя Польша приняла решение модернизировать 16МиГ-29 из32имеющихся воздушных машин. Так вот, даже неглубокая модернизация обойдется Варшаве в3млн. долл. засамолет. Что касается истребительной авиации ВСУ, тосерьезное улучшение тактико-технических характеристик требует неменее 45 млн. долл. накаждый МиГ-29.

Запланированный на2012 год госбюджет внушает некий оптимизм. Ивчасти перевооружения, втом числе общая сумма наэти цели должна превысить 2,8 млрд. грн., или 350 млн. долл. для наглядности. Ноитут мывыглядим аутсайдерами всравнении сдругими государствами. Вспомним опять соседнюю Польшу втечение последних 10лет она увеличила расходы наперевооружение с700 млн. долл. до1,76 млрд. долл. в2010 году. Кстати, это почти весь украинский оборонный бюджет поосновному, гарантированному фонду. Вот еще одна цифра для понимания нашего места всистеме координат: напокупку вооружения ивоенной техники Швеция планирует потратить в2012 г.
1,36 млрд. долл. Стоит обратить внимание наследующую деталь. Страна, которая, вотличие отУкраины, ненаходится напересечении геополитических интересов крупных мировых игроков, тратит наоружие почти вчетыре раза больше. Украина, даже сучетом увеличения оборонных расходов, пока неможет тягаться даже смаленькой Чехией, тратящей назакупку новых оборонных систем 450 500 млн. долл. вгод. Итолько чуть-чуть в2012 году наша страна имеет шанс опередить Беларусь, которая направляет наэти цели ежегодно до150 млн. долл.

Дорогу осилит идущий

Национальный ОПК способен сегодня производить неболее 8 12% конечных образцов вооружений ивоенной техники, обеспечивая при этом до40% потребностей обороны. Нетолько Украина имеет подобные проблемы. Даже Россия сее, казалось бы, разветвленным имощным ОПК неспособна самостоятельно производить все для собственной армии. В2010 г. ВСРФполучили 12израильских беспилотных летательных аппаратов Searcher MrIIиBird Eye 400. РФрешила покупать французский универсальный десантный корабль Mistral. Нонаибольший резонанс вызвало заявление оготовности закупить значительное количество итальянских бронированных автомобилей Iveco LMV M65 (нафоне отложенных поставок 34российских модернизируемых бронемашин Тигр-М). Внедряются исовместные проекты: Вологодский оптико-механический завод вместе сThales Optronics произвел первые 20тепловизоров Catherine FSдля российской бронетехники.

Впрочем, многие государства, даже имеющие сходные бюджеты, действуют более последовательно. Создают совместные предприятия, развивают кооперацию. Так, Азербайджан на2012 год запланировал фактически такой жеуровень военных расходов (это вноминальном исчислении, потому что сучетом меньшей численности армии страны его расходы наодного военнослужащего окажутся несопоставимо выше украинских) 1,77 млрд. долл. Кконцу 2011 года ВСАзербайджана должны получить 60тактических беспилотных летательных аппаратов Orbiter иAerostar израильской разработки, собранных совместным предприятием AZAD Systems Coпоизраильской лицензии.

Украине есть укого учиться, было быжелание. Всвое время мыбыли завалены предложениями, включающими ипередачу технологий. Нужно лишь провести ихревизию иначать действовать.

Нетолько главы военного ведомства, новоенно-политическое руководство страны вцелом несут ответственность зато, что армия досих пор непопала вчисло приоритетных направлений развития государственных институтов. Да, прямой угрозы военной агрессии для Украины как будто нет. Нодаже новейшая история должна была бынаучить Украину.

Что можно сделать вэтих условиях? Объективно вданной ситуации сокращение небудет играть решающей роли. Необходимо определить развитие ВСУ приоритетным направлением, авозрождение авторитета армии необходимым. Для чего вкратчайшие сроки принять программные документы поразвитию армии, обеспечить непрерывное финансирование стратегически важных опытно-конструкторских работ: ракетного комплекса Сапсан, автоматизированных систем управления видов ВС, Ан-70, корвета. Отказаться отдолгостроев, куда сегодня загоняют эти проекты. Еще более важное: обеспечить реальную модернизацию боевой авиатехники боевых самолетов ивертолетов. Принять решение овосстановлении ПВО страны.

Очевидно, что требуется активизация усилий посозданию боеспособного, отменно оснащенного иподготовленного войскового спецназа. Нелишне было бысоздать постоянно действующую парламентскую комиссию понадзору зареформированием ВСУ справом получения доступа ковсем объектам ВСУ иобнародования фактов злоупотреблений ввоенном ведомстве. Или наделить такими полномочиями существующий вВерховной Раде профильный комитет. Потому что армия уже становится черной дырой, когда нетак существенно, сколько средств инакакие цели выделяется. Контроль давно стал важнее принимаемых иоглашаемых решений. Врезультате всамой армии неочень-то много доверия квоенно-политическому руководству страны.

Реанимировать армию можно. Просто необходимы последовательность, правопреемственность решений, высокая требовательность инеменее высокая ответственность. Апока есть все основания констатировать: Украина через 20лет самостоятельности имеет армию, которую непланирует применять поназначению. Армию для парадов, миротворческих миссий ипротокольных мероприятий. Такая армия Украине точно ненужна.

Яндекс.Метрика